В зале искусства Древнего Египта экспонируется около 800 экспонатов, представляющих все периоды истории развития страны фараонов, начиная с IV тысячелетия до н.э. до IV века до н.э. Это деревянные и каменные саркофаги, статуи, рельефы, предметы быта и погребального культа, мумии людей и животных, папирусы, сосуды и украшения, статуэтки божеств и амулеты. Сам зал оформлен архитектурными элементами, характерными для древнеегипетского храма: потолок расписан, ложные балки поддерживаются изящными колоннами в форме связки папируса. Это придает залу особую атмосферу и сразу настраивает входящего на общение с древнеегипетским искусством.
Часы работы:
вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00
касса (вход) с 11:00 до 19:00
чт, пт с 11:00 до 21:00
касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день — понедельник
+7 (495) 609-95-20
Справки по телефону
+7 (495) 697-95-78
Экскурсионное бюро
+7 (495) 697-74-12 (вторник, среда, четверг, пятница и суббота с 11:00 до 19:00)
Адрес: Москва, ул. Волхонка, 12
М. Кропоткинская, М. Боровицкая, М. Библиотека им. Ленина
Стоимость входного билета:
300 рублей – входной билет
150 рублей – льготный билет
БЕСПЛАТНО – дети до 16 лет
Участники программы «Друзья Пушкинского» проходят по карте без очереди и без билета.
Комплексные билеты*:
Главное здание и Галерея: 550 рублей / 300 рублей – льготный
*на посещение постоянной экспозиции Музея и временных выставок (кроме мероприятий и выставок с отдельно установленной ценой), действителен в течение 5 (пяти) дней со дня покупки, а в случае приобретения онлайн – 5 (пяти) дней с начальной даты посещения, выбранной при покупке. Обмену и возврату не подлежит.
История ваяния начинается приблизительно за тридцать веков до н. э., со старейшего из культурных народов древнего мира, египтян.
Гипсовые слепки с рельефов и скульптур из дворцов ассирийских царей Саргона II в Хорсабаде и Ашшурназирпала II в Нимруде экспонируются в зале №2 главного здания ГМИИ. Нимруд (ассир. Кальху) — древний город в Месопотамии, на территории современного Ирака. Его руины находятся к юго-востоку от города Мосул, у реки Тигр. Город Нимруд, в то время — Кальху был основан в XIII веке царём Салманасаром Первым, и спустя четыреста лет во время царствования Ашшур-нацир-апала II стал столицей Ассирии. В 612 году до н. э. был разрушен мидийцами и халдеями.
Первые раскопки проводились в 1846 году англичанином Остином Генри Лэйардом. Были обнаружены остатки большого дворца и крепостных сооружений. Были найдены многочисленные рельефы из алебастра и резные фигурки из слоновой кости, а также Чёрный обелиск и статуи. В 1955 году во время раскопок, проводившихся Максом Маллоуэном в храме Набу, были обнаружены глиняные плиты с клинописью, содержащие клятвы вассалов и ассирийских сановников, датируемые 672 годом до н. э. Эти записи послужили важным пособием для изучения ассирийского права и религии.
В конце 1980-х годов иракскими археологами в четырёх царских захоронениях неподалеку от Нимруда был обнаружен набор ювелирных изделий, датированных концом X века до н. э. В его состав входят золотые серьги, кольца, ожерелья, тарелки, кубки и кувшины, украшенные филигранью и полудрагоценными камнями. Как считают учёные, по художественным достоинствам их можно сравнить с находками в гробнице египетского фараона Тутанхамона.
Скульптура Египта, во все продолжение его истории была тесно связана с архитектурой. Рельефы, расцвеченные разными красками, в обилии покрывали, наподобие ковров, стены египетских зданий, изображая подвиги фараонов и достопамятные события отечественной истории — в храмах и дворцах, эпизоды из обыденной жизни и чествование богов — в погребальных сооружениях. Способ исполнения этих рельефов был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне (плоско-выпуклые рельефы, койланаглифы), либо, наоборот, уходили немного вглубь фона (плоско-впалые рельефы). Отсутствие перспективы, условность композиции и рисунка и другие недостатки не мешают этим изображениям быть до мелочей обстоятельным повествованием о быте, верованиях и истории народа.
В начале (в мемфисском периоде), под влиянием народного представления о загробной жизни, она выказывала решительную наклонность к реализму (портретные статуи в погребальных гротах, статуя фараона Хафра и «Шейх эль Беледа» Каирского египетского музея, «Скриб» Лувра и пр.), но потом застыла в условных, однажды установившихся формах, почти не подвергавшихся изменению до самого падения египетского царства. Удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия — таковы отличительные качества египетских статуй фивского и саисского периодов, страдающих, однако, отсутствием выражения индивидуального характера и настоящей жизни (громадные фигуры Рамсеса II в Абу-Симбеле, статуи Мемнона и др.). Весьма искусно умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных (пара львов на лестнице Капитолия в Риме).
Шеду — в шумеро-аккадской мифологии дух-хранитель человека, выражающий его индивидуальность. В сугубо мужской форме именовался шеду (по-аккадски) и алад (по-шумерски), в нейтральной (которая могла быть и женской) — ламмасу (по-аккадски) и лама (по-шумерски). В искусстве изображался в виде существа с телом быка или льва, с орлиными крыльями и человеческой головой.
Мотив крылатого животного с головой человека характерен для древнего искусства всего Ближнего Востока; впервые он встречается в находках из Эблы начала III тысячелетия до н. э. В новоассирийскую эпоху шеду получил повсеместное распространение по всей Ассирии: фигуры «человекобыка» охраняли все значительные государственные сооружения и въезды в города.
Изваяния грозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими глазами, стоящих на страже у ворот гигантского дворца Саргона II в городе Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад в Ираке), имели магическую охранительную функцию. Пять ног крылатого чудовища создавали иллюзию движения, позволяя видеть его неподвижным анфас или идущим в профиль в зависимости от положения зрителя. До сих пор это существо поражает воображение остроумным композиционным решением. Каменные чудовища из дворца Саргона II (весом в 21 тонну каждое) хранятся сейчас в Париже, в Лувре.
Сохранившиеся крылатые шеду выставлены во многих музеях мира, таких как Лувр в Париже, Британский музей в Лондоне, Национальный музей Ирака в Багдаде, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Восточный институт в Чикаго. Копии с фигур шеду в натуральную величину представлены в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
В центре зала возвышается слепок стелы Свода Законов вавилонского царя Хаммурапи (ок. 1759 до н. э.). Оригинал находится в Лувре в Париже. В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца и покровителем правосудия Шамашем, восседающем на троне и вручающем царю судейский жезл и кольцо — знак власти над людьми. Законы Хаммурапи гласят: «Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит… Далее, в том же роде на многие жизненные ситуации.
Зал № 1, где сейчас экспонируются памятники Древнего Египта, специально перестроили под коллекцию Владимира Семеновича Голенищева, собрание коллекционера попало в музей, когда он ещё находился на стадии строительства. Голенищев старался, чтобы каждая эпоха, каждое явление в египетской культуре, были представлены каким-либо предметом. В настоящее время это лучшая в России коллекция египетского искусства. В.С.Голенищев был учёным, археологом, исследователем, ездил в Египет с экспедицией от Государственного Эрмитажа и выполнял роль надзирателя за работами. Параллельно он собирал коллекцию для себя. Коллекция собиралась во время раскопок, поэтому её предметы точно датированы, атрибутированы и привязаны к той или иной гробнице. А для себя В.С.Голенищев покупал предметы на «чёрном рынке». Поэтому они были ни атрибутированы и ни датированы. Уже позже учёные определяли возраст памятников и принадлежность к той или иной гробнице по параллелям с другими подобными артефактами.
Сегодня собрание слепков экспонируется в историческом здании Музея лишь в третьей части залов, отведенных для них основателем Музея Иваном Владимировичем Цветаевым. Но большая часть этой коллекции осталась доступной для публики – около 1000 экспонатов демонстрируется в Учебном музее имени И.В. Цветаева.